ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА деятельности Центра образования естественно-научной направленности «Точка роста» МБОУ Б-Вишенская СОШ ( 2024-2027 уч .г.) Содержание 1. Аннотация........................................................................................................................... 3 2. Паспорт программы ............................................................................................................ 4 3. Функции Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» по обеспечению реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технологической направленности.................................................................... 6 4. Ожидаемые результаты реализации программы ....................................................... 12 5. Программы по направлениям химия,биология, физика в ПРИЛОЖЕНИИ 1. Аннотация Проект «Современная школа» направлен на внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области естественнонаучные предметы. Центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» создан в целях развития и реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленностей, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам «Химия», «Биология», «Физика», «Робототехника». Основные мероприятия в рамках проекта: обновление методик, стандарта и технологий обучения; создание условий для освоения обучающимися отдельных предметов и образовательных модулей, основанных на принципах выбора ребенка, а также применения механизмов сетевой формы реализации программ. Центр выполняет функцию общественного пространства для развития общекультурных компетенций, цифровой грамотности, проектной деятельности, творческой, научной самореализации детей, педагогов, родительской общественности. Наименование программы 2. Паспорт программы Деятельность Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». Реализация федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Основания для разработки программы 1. Конституция Российской Федерации; Нормативная база 2. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273; 3. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21.12.2020 г № Р-181 «Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей в рамках региональных проектов»; Педагоги Центра образования естественно-научной и Основные разработчики технологической направленностей «Точка роста». программы Целевые ориентиры Создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования новых методов программы обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, обновление содержания и совершенствования методов обучения учебным предметам «Физика», «Химия» и «Биология». Задачи Сроки реализации программы - Обновление содержания преподавания основных общеобразовательных программ по предметным областям «Физика», «Химия», «Биология», наобновленном учебном оборудовании; - Создание условий для реализации разно уровневых общеобразовательных программ дополнительного образования цифрового, естественнонаучного, технического профилей; - Создание целостной системы дополнительного образования в Центре, обеспеченной единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания основного и дополнительного образования, а также единством методических подходов; - Формирование научной культуры, проектной деятельности, направленной не только на расширение познавательных интересов школьников, но и на стимулирование активности, инициативы и исследовательской деятельности обучающихся; - Совершенствование и обновление форм организации основного и дополнительного образования с использованием соответствующих современных технологий; - Организация системы внеурочной деятельности в каникулярный период, разработка и реализация образовательных программ для пришкольных лагерей; - Информационное сопровождение деятельности Центра, развитие медиаграмотности у обучающихся; - Организационно-содержательная деятельность, направленная на проведение различных мероприятий в Центре и подготовку к участию обучающихся Центра в мероприятиях муниципального, областного и всероссийского уровня; - Создание и развитие общественного движения школьников на базе Центра, направленного на популяризацию различных направлений дополнительного образования, проектную, исследовательскую деятельность; - Обеспечение реализации мер по непрерывному развитию педагогических и управленческих кадров, включая повышение квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников и педагогов Центра, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы цифрового, естественнонаучного, технического профилей. 05.03.2024-31.08.2027 Функции Центра по обеспечению реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технологической направленностей Функции центра Содержание Участие в реализации - детальное изучение Концепций предметных областей и основных внесение корректив в основные общеобразовательные общеобразовательных программы и методики преподавания предметов программ в части предметной «Физика», «Химия», «Биология», включая интеграцию ИКТ в области естественно-научных учебные предметы; предметов, в том числе - реализация обновленного содержания общеобразовательных обеспечение внедрения программ в условиях созданных функциональных зон с учетом обновленного содержания оснащения Центра современным оборудованием организовать преподавания основных функциональные зоны формирования цифровых и общеобразовательных естественно-научных компетенций, в том числе в рамках программ в рамках предметов «Физика», «Химия», «Биология», определить новые федерального проекта виды образовательной деятельности: цифровые обучающие «Современная школа» игры, деятельностные, событийные образовательные практики, погружения в виртуальную и дополненную реальность и национального проекта «Образование». другие; - организация контроля за реализацией обновлённых общеобразовательных программ; - разработка инструментария для оценивания результатов освоения образовательных программ; - формирование в Центре пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности (с учетом нового оборудования и возможностей сетевого взаимодействия); робототехника и системы автоматического управления; - изменение методики преподавания предметов через проведение коллективных и групповых тренингов, кейсов, мастер-классов, семинаров с применение проектных и игровых технологий с использованием ресурсов информационной среды и цифровых инструментов функциональных зон Центра (цифровых лабораторий и др.); 3. Реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ естественнонаучной и технологической направленностей, а также иных программ в рамках внеурочной деятельности обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Занимательная биология». Возраст обучающихся: 5,6 класс; • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Эксперементальная физика». Возраст обучающихся: 7,8 класс. • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленностей направленности «Удивительная химия». Возраст обучающихся: • 8-9-10-11 класс; Обеспечение создания, - апробация по реализации отдельных модулей программ апробации и внедрения обучения на базе сетевых форм; - проведение сетевых уроков по предметам «Физика», модели равного доступа к «Химия», «Биология»; современным - подготовка к ОГЭ по предметам «Физика», «Химия», общеобразовательным программам естественно- «Биология»; научной и технологической направленностей детям иных населенных пунктов Внедрение сетевых форм - разработка плана мероприятий внедрения сетевых форм реализации программ реализации программ дополнительного образования; дополнительного - определение количества обучающихся и педагогических образования. кадров, включающихся в деятельность в сетевом формате; - разработка или/и отбор программ дополнительного образования, реализуемых в сетевой форме; - организация методического сопровождения реализации программ дополнительного образования в сетевой форме; - вовлечение местных общественно-деловых объединений в реализацию дополнительных общеобразовательных программ, программ внеурочной деятельности и оценку качества их реализации и качества образовательных результатов; - мониторинг реализации программ дополнительного образования в сетевой форме. Организация внеурочной- разработка дополнительных образовательных программ, в том деятельности в числе для пришкольного лагеря; каникулярный период, - разработка системы внеурочных мероприятий с совместным разработка соответствующих участием детей, педагогов, родительской общественности; образовательных программ, в- организация внеурочной деятельности в каникулярный том числе для пришкольного период. лагеря. Вовлечение педагогов, - разработка направлений проектной деятельности в обучающихся, а также их соответствии с уровнями общего образования, концепциями родителей в проектную преподавания предметных областей деятельность. «Физика», «Химия», «Биология»; - разработка и реализация межпредметных проектов в условиях интеграции общего и дополнительного образования; - определение этапов организации проектной деятельности в полном цикле: «от выделения проблемы до внедрения результата»; - методическое сопровождение системы организации проектной деятельности обучающихся и педагогов; - создание в Центре условий для фиксации хода и результатов проектов, выполненных обучающимися, в информационной среде образовательной организации; - создание условий для представления обучающимися выполненных ими проектов в ходе открытых презентаций (в том числе представленных в социальных сетях и на специализированных порталах), соревнований, конкурсов и других мероприятий района, региона; - презентация продуктов проектной деятельности широкой общественности, бизнес-сообществу; - организация оценки результатов проектной деятельности с участием известных производственников, ученых, бизнесменов; - участие в проекте ранней профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее», системе открытых онлайн уроков «Проектория», конкурсы проектов социально-гуманитарной направленности Обеспечение реализации мер - определение потребности в непрерывной методической по непрерывному развитию помощи для руководителей и педагогов Центра, реализующих педагогических и основные и дополнительные общеобразовательные управленческих кадров, программы цифрового, естественнонаучного, технического включая повышение профилей; квалификации руководителей - составление плана-графика ежегодного повышения и педагогов Центра, квалификации руководителей и педагогов Центра, реализующих основные и реализующих основные и дополнительные дополнительные общеобразовательные программы цифрового, общеобразовательные естественнонаучного, технического направления; программы цифрового, - составление плана-графика повышения профессионального естественнонаучного, мастерства учителей предметной области «Физика» на базе технического профилей. детских технопарков «Кванториум», а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, предприятий реального сектора экономики; - повышение квалификации педагогов по методике преподавания новых разделов технологической подготовки (робототехника, аддитивные технологии и пр.); - привлечение наставников из предприятий для работы с обучающимися в рамках уроков «Химия» и «Биология»; - активное участие учителей в профессиональных сообществах и профессиональных конкурсах. - разработка системы информационного сопровождения учебно-воспитательной деятельности Центра; Информационное -обеспечение информирования, в том числе на сайте сопровождение учебновоспитательной деятельности образовательной организации и иных информационных Центра, системы внеурочных ресурсах; мероприятий с совместным - организация проведения Дней открытых дверей Центра участием детей, педагогов, образования технологического и естественнонаучного направления родительской общественности, в том числе «Точки роста»; - подготовка информационных материалов о деятельности на сайте образовательной Центра для размещения на сайтах социальной сферы, в СМИ; организации и иных информационных ресурсах. - создание школьной электронной газеты. Содействие созданию и - внесение изменений в систему мероприятий, направленных на развитию общественного создание и развитие общественного движения школьников, движения школьников, направленного на личностное развитие, социальную направленного на активность, различные программы дополнительного личностное развитие, образования детей по направлению цифрового, социальную активность естественнонаучного, технического профилей; через проектную - разработка или дополнение программ дополнительного деятельность, различные детей модулями, направленных на программы дополнительного образования использование социальных и профессиональных личностно образования детей. значимых и общественно значимых практик, обеспечивающих получение начальных профессиональных навыков с учетом потребности экономики района и региона; - реализация системы мероприятий, направленных на создание и развитие общественного движения школьников, направленного на личностное развитие, социальную активность через проектную деятельность, различные программы дополнительного образования детей, широкое применение событийного формата мероприятий для усиления воздействия на личностное развитие детей; - обеспечение организационной и методической помощи реализации системы мероприятий, направленных на создание и развитие общественного движения школьников, направленного на личностное развитие, социальную активность через проектную деятельность, различные программы дополнительного образования детей; Ожидаемые результаты реализации программы Успешно действующий Центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» позволит: 1. Охватить 100% обучающихся, осваивающих основную образовательную программу по предметным областям «Физика», «Химия», «Биология», «Робототехника» преподаваемых на обновленной материально-технической базе и применении новых методов обучения и воспитания; 2. Охватить не менее 70% обучающихся дополнительными образовательными программами цифрового, естественнонаучного, технического, гуманитарного и социокультурного профилей во внеурочное время, а также с использованием дистанционных форм обучения и сетевого пространства; 3. Выполнять функцию общественного пространства для развития общекультурных компетенций, цифрового, проектной деятельности, научной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.